Аура

Тошико Хориучи МакАдам, королева вязаных игровых площадок

В пестром мире современного искусства, насыщенного именами и течениями, особое место занимают художники, которые умеют гармонично соединять многовековые традиции с новаторскими идеями. Именно к таким творцам относится Тошико Хориучи Макадам – японская художница, чьи удивительные вязаные инсталляции стали ярким примером слияния эстетики и практичности. Ее масштабные работы, напоминающие сказочные игровые площадки, не только поражают своей визуальной выразительностью, но и дарят незабываемые тактильные ощущения, вовлекая людей всех возрастов в мир творчества, игры и непосредственного взаимодействия.
В этой статье мы подробнее рассмотрим биографию Тошико Хориучи Макадам, ее знаменитые проекты, а также влияние, которое она оказала на развитие современного искусства.

Биография Тошико Хориучи Макадам

Тошико МакАдам (урожденная Тошико Хориучи) — японская текстильная художница, проживающая в Бриджтауне, Новая Шотландия, Канада. Она родилась в Японии, но в течение своей жизни успела пожить в разных странах. Ее профессиональные интересы и увлечения всегда были неразрывно связаны с искусством и дизайном. Тошико долгое время работала в одной из дизайнерских компаний Нью-Йорка, а затем преподавала в университетах США и Японии. Активная работа над собственными проектами и организацией выставок началась у нее после 30 лет, когда у нее уже сформировался утонченный вкус, уникальное видение искусства и дизайна, а также накопилось множество идей, которые она начала воплощать в жизнь.

Ранние годы и образование

МакАдам родилась в Японии в 1940 году, но вскоре после этого вместе с семьей переехала в японскую оккупированную Маньчжурию во время Второй мировой войны. В 1945 году, когда Советский Союз захватил эту территорию, семья была вынуждена бежать и в итоге вернулась в Японию. Позже МакАдам поступила в Институт изящных искусств Тама в Японии, а затем продолжила обучение в Академии искусств Кранбрук в Мичигане, где получила степень магистра изящных искусств. После завершения учебы МакАдам работала в известной компании по текстильному дизайну Boris Kroll Fabrics в Нью-Йорке. Впоследствии она преподавала в различных университетах США и Японии, включая Колледж учителей при Колумбийском университете, Школу ремесел Хейстек Маунтин, Университет Джорджии и Молодежный колледж искусств в Киото.
В настоящее время МакАдам преподает курс по текстилю и моде под названием "Волокно, ткань, мода" в Университете искусства и дизайна Новой Шотландии (NSCAD) в Галифаксе, Новая Шотландия, и руководит компанией Interplay Design and Manufacturing вместе со своим мужем, Чарльзом Макадамом, в городе Бриджтаун, Новая Шотландия.

Вязаные игровые площадки Тошико Хориучи Макадам

История создания вязаных игровых площадок

Работы МакАдам часто называют "искусством волокон", которое стало широко признанным художественным направлением в 1970-х годах. "Колонны из волокон/Романская церковь" и "Атмосфера плавающего куба" — две ее ранние работы, которые оказали значительное влияние на развитие волоконного искусства и были упомянуты в книгах, таких как "Основное направление в искусстве тканей" Милдред Константин и Джека Ленора Ларсена. В этих произведениях Хориучи МакАдам продемонстрировала свою склонность к созданию масштабных работ, что выделяло ее среди других текстильных художников того времени.
Идея создания вязаных игровых площадок пришла к Хориучи благодаря гамаку: в 1992 году на одной из арт-выставок двое детей попросили разрешения забраться на ее нитяные гамаки. Их радость и энтузиазм заставили Тошико по-новому взглянуть на свои работы. Так родилась идея вязать крючком прочные, яркие и разноцветные конструкции для парков и детских площадок, где дети могли бы лазать, висеть, раскачиваться, прятаться и прыгать, наслаждаясь игрой. Все проекты Тошико разрабатываются совместно с ее мужем, Чарльзом МакАдамом, в компании Interplay Design & Manufacturing, Inc. и создаются в сотрудничестве с Норихиде Имагава, ведущим структурным дизайнером Японии.

Особенности и уникальность работ

Главная особенность вязаных площадок МакАдам заключается в использовании текстильных материалов и традиционных техник вязания для создания пространств, предназначенных для игры, исследования и взаимодействия. Созданные ею полотна не только впечатляют своим внешним видом, но и обладают высокой прочностью, что делает их безопасными для детей.
В своих ранних работах МакАдам использовала японский материал под названием винилон, который был долговечным, но уступал по качеству нейлону, который она применяет в более поздних проектах. В своей студии в Бриджтауне, Новая Шотландия, она вручную вяжет крючком и окрашивает этот материал.
Техника вязания, которую использует Тошико, основана на сложных узорах и текстурах, создающих ощущение мягкости и уюта. Эти инсталляции не только украшают окружающую среду, но и активно способствуют физическому и умственному развитию детей, побуждая их исследовать и взаимодействовать с пространством.
Структуры игровых площадок МакАдам почти полностью изготавливаются вручную, с использованием механически связанных элементов в некоторых частях. Каждая работа уникальна. Тошико называет архитектуру Антонио Гауди и иранских мечетей источником вдохновения для своих текстильных конструкций.

Знаменитые проекты и инсталляции

Изначально вязаные детские площадки появились в Японии, а затем распространились и в странах Европы.

Японские

Площадки, созданные из тонны пряжи и прочных стальных конструкций, не только привлекают своим эстетическим видом, но и безопасны для детей. Сегодня такие площадки можно найти в разных уголках Японии, но мы расскажем о самых значимых из них. Первая такая площадка была открыта в 2000 году в национальном парке Такино Сузуран на острове Хоккайдо. Интерес к ней был настолько велик, что детей пускали на площадку группами по 85 человек на 15 минут. Со временем очереди сократились, а количество вязаных площадок в Японии значительно возросло.
Одна из этих площадок расположена у подножия горы Фудзи в парке скульптур Хаконе, в Hakone Open Air Museum, в 80 км от Токио. Это крупная детская арт-зона, представляющая собой самый "японский" уголок парка, где экспонаты современного японского искусства сосредоточены в детской зоне. Среди аттракционов — разноцветный сетчатый туннель, геометрический лабиринт и деревянное гнездо с множеством развлечений для исследования, лазания и изучения.
Еще одно вязаное творение Тошико Хориучи МакАдам находится в парке "Мир детей Фудзи" (Fuji Children’s World) в префектуре Сидзуока, недалеко от города Фудзи. Этот парк, посвященный активному отдыху детей, включает в себя различные тематические зоны для игр и развлечений. Работы Тошико здесь символизируют слияние творчества и детского воображения, демонстрируя, как искусство может стать частью повседневной жизни, принося радость и вдохновение.

Европейские

Игровые пространства, созданные МакАдам, сейчас можно найти в различных уголках мира, включая проекты в Испании, Сингапуре, Шанхае, Новой Зеландии и Сеуле. В 2013 году МакАдам, совместно с Чарльзом МакАдамом и дизайнером конструкций Норихиде Имагавой, представила еще одну уникальную работу под названием "Harmonic Motion" для выставки "Enel Contemporanea 2013" в Музее современного искусства в Риме, Италия. Эта работа, как и многие другие ее архитектурные проекты, исследует тему взаимодействия человеческого тела с пространством и материалами. Тошико продолжает создавать площадки по индивидуальным заказам.

Влияние и наследие

МакАдам также опубликовала несколько книг, включая "From a Line," двухтомный справочник по текстильной скульптуре, и "Embroidery & Braiding: Japanese Craft," книгу о техниках вышивки, написанную совместно с Каяко Алкава. В этих книгах она сделала сотни иллюстраций, демонстрирующих техники вязания, крючком и плетения узлов, которые она изучала и изучала из различных культур по всему миру. Её работы также включены в два европейских издания о публичных пространствах для детей: "Design for Fun: Playgrounds" и "Great Kids Spaces." Она также написала серию статей под названием "Японские текстили сегодня" для журнала "Shenshoku no Bi." Кроме того, она сотрудничала с другими журналами в Японии и США.

Будущее вязаных игровых площадок

Вязание и текстильные искусства уже давно перестали быть исключительно ремеслом, превратившись в мощный инструмент для создания сложных художественных форм. Тошико Хориучи МакАдам стала пионером в этой области, показав, что нити могут создавать не только красивые, но и функциональные объекты. Вязаные игровые площадки продолжают эволюционировать, интегрируясь в общественные пространства по всему миру. В будущем можно ожидать еще больше интереса к подобным проектам, особенно в контексте развития городских территорий, где пространство для активного отдыха становится все более важным.

Заключение

Тошико Хориучи МакАдам — это не просто художница, а настоящий новатор, чьи работы продолжают вдохновлять и удивлять. Ее вязаные игровые площадки стали примером того, как искусство может выходить за пределы традиционных рамок, становясь частью общественной жизни и влияя на развитие будущих поколений. Используя текстильные материалы, МакАдам создала уникальный мир, в котором дети могут не только играть, но и исследовать, развивать свои навыки и воображение. Ее работы продолжают служить источником вдохновения для многих художников и дизайнеров, а влияние, которое она оказала на мир искусства, будет ощущаться еще долгое время.

2024-08-28 11:50 Полезное